+7 (727) 267-28-83

1. Порядок записи читателей в Библиотеку

1. Читателями Национальной библиотеки Республики Казахстан (далее – Библиотека) могут быть граждане Республики Казахстан, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 12 лет и имеющие документ, удостоверяющий личность.
2. Читательский билет является единственным документом, дающим право на пользование фондами и услугами Библиотеки в читальных залах и книжных уголках.
3. Запись в Библиотеку осуществляется бесплатно. Оформление, фотографирование и выдача читательских билетов производится в Отделе регистрации читателей.
Для записи необходимы следующие документы:
- удостоверение личности (оригинал) или паспорт гражданина РК, паспорт для граждан других государств;
- для учащихся ВУЗов, колледжей и школьников – удостоверение личности, свидетельство о рождении, студенческий билет или зачетная книжка, или справка с места учебы.
4. Для работы в Зале диссертаций и Зале редких книг и рукописей дополнительно требуется письмо-отношение по месту выполнения научной темы на фирменном бланке учреждения с подписью руководителя на имя директора Библиотеки.
5. Установлено 2 вида читательского билета: постоянный и разовый. Постоянный билет имеет 4 образца (simple – зеленого цвета, silver – серебряного, gold – золотого цвета, VIP - билет красного цвета с золотой надписью).
Постоянный читательский билет установленного образца выдается сроком на 5 лет. В читательском билете указывается срок действия билета.
Разовый читательский билет действителен в течение одного текущего дня без права обслуживания фондами книгохранения.
6. При утере рассмотрение и восстановление постоянного читательского билета производится в течение 30 дней по заявлению читателя на имя руководителя Отдела регистрации читателей.
7. При записи посетитель:
- заполняет регистрационную карточку читателя;
- подтверждает обязательство о выполнении Правил пользования Национальной библиотекой РК своей подписью.
8. Перерегистрация читателей Библиотеки проводится по окончании срока действия читательского билета. Для перерегистрации необходимо представить документ, удостоверяющий личность.

2. Права и обязанности читателей

9. Читатель имеет право:
• беспрепятственно посещать Библиотеку согласно установленному режиму ее работы для читателей;
• бесплатно пользоваться в читальных залах литературой из фондов Библиотеки;
• делать заказ на литературу, отсутствующую в фондах Библиотеки, согласно Положениям о службе электронной доставки документов и межбиблиотечного абонемента;
• пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием, традиционными (карточными) и электронными каталогами и картотеками;
• знакомиться и пользоваться литературой, представленной на тематических выставках и выставках новых поступлений;
• пользоваться техническими средствами Библиотеки (компьютером, программным обеспечением, аппаратом для чтения микроформ и др.), специально установленными для читателей при условии соблюдения соответствующих правил пользования;
• вносить ноутбуки.
• участвовать в культурно-массовых мероприятиях, организованных для читателей Библиотекой (презентации, круглые столы, конференции, встречи и т.д.);
• пользоваться услугами копирования (ксерокопирование и сканирование) документов и их фрагментов  из фондов Библиотеки, согласно ст. 18, 20 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» с оплатой по Прейскуранту (ответственность за этическое использование откопированных материалов несет сам читатель);
• вносить предложения по улучшению деятельности Библиотеки.
• вносить ноутбуки.

10. Читатель обязан:
• знать «Правила пользования Национальной библиотекой РК» и выполнять их;
• при входе в пункте контроля предъявлять свой читательский билет и получить контрольный листок;
• хранить читательский билет и контрольный листок. В случае утери читательского билета или контрольного листка заявить об этом ответственному дежурному Библиотеки или руководителю Службы регистрации читателей;
• при выходе сдавать погашенный контрольный листок;
• предъявлять дежурному Охранно-пожарной службы Библиотеки для просмотра сумки, пакеты, рюкзаки, бумаги, тетради и папки; 
• бережно относиться к предоставленной в пользование литературой из фондов Библиотеки;
• просматривать на кафедрах выдачи литературу, полученную для себя во временное пользование.
• обнаружив при этом отсутствующие страницы или другие дефекты, тут же сообщить об этом библиотекарю. В противном случае, читатель несет полную ответственность за испорченные документы как пользовавшийся ими последним;
• соблюдать общественный порядок, чистоту и тишину в помещениях, бережно относиться к имуществу Библиотеки.

11. Не допускается:
• передавать свой читательский билет, контрольный листок и полученную литературу другим лицам;
• посещать Библиотеку по чужому читательскому билету;
• делать подчеркивания, пометки на изданиях, перегибать, вырывать страницы;
• наносить вред компьютерному оборудованию, программному обеспечению, электронным продуктам;
• вносить в библиотеку книги, газеты, журналы, иные материалы на различных носителях, за исключением литературы, отсутствующей в фонде (с разрешения сотрудника Службы регистрации читателей);
• заносить записывающую, копировальную, съемочную и другую аппаратуру и использовать ее для несанкционированного копирования материалов библиотечного фонда;
• использовать для копирования документов Библиотеки: фотоаппараты, видеокамеры, средства мобильной связи;
• вносить холодное, газовое, огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые и ядовитые вещества;
• выносить из Библиотеки произведения печати и иные документы, принадлежащие Библиотеке, а также вносить их в буфет;
• нарушать расстановку столов, стульев, предназначенных для одного читательского места;
• нарушать тишину в читальных залах;
• пользоваться сотовыми телефонами в читальных залах;
• курить в помещениях Библиотеки;
• входить в читальные залы в верхней одежде (в куртке, ветровке, пальто, плаще и головных уборах и др.), а также с портфелями, непрозрачными пакетами, сумками в объеме, превышающими 30х20х10 см.  Вход с рюкзаками в читальные залы не допускается;
• развешивать объявления, афиши  и иные материалы рекламно-коммерческого характера, самостоятельно заниматься мелкорозничной торговлей и иной коммерческой деятельностью в помещениях Библиотеки.
Также лица, находящиеся в алкогольном, наркотическом, и токсиманическом состоянии, а также в небрежной, грязной одежде в читальные залы не допускаются.

3. Организация обслуживания читателей в Библиотеке

12. Обслуживание читателей в Библиотеке осуществляется на кафедрах выдачи литературы в читальных залах.
13. Литература из подфондов читальных залов обслуживающих отделов выдается по требованиям сразу, без оформления заказа.
14. Редкие книги и рукописи находятся на особом режиме хранения. Пользование редкими изданиями осуществляется по письму-отношению научной организации с указанием темы. Особо ценные издания и редкие издания, находящиеся в условиях вечного хранения, не выдаются. Читальный зал Службы редких книг и рукописей обслуживает читателей до 18.00 час.
15. Интернет-ресурсы предоставляются в специализированных залах в установленном порядке. Учитывая особенности Интернета как глобальной, не регулируемой и не контролируемой информационной среды, Библиотека не несет ответственности за содержание и качество информации, доступной в Интернете. Запрещается загружать и скачивать аудио, видео, МР-3 файлы и пользоваться порнографическими сайтами.
16. Для получения литературы из книгохранения заказ оформляется через традиционные (бланк требования) и электронные формы (модуль «Поиск и заказ»).
Заказы на литературу из книгохранения принимаются до 18.30 часов и только в случае ее отсутствия в подфондах. Количество принимаемых требований от одного читателя не более 10 требований.
Срок пользования книгами из книгохранения для читателей (отложка) - 10 дней, из архивного (страхового) фонда - 3 дня.
17. За 15 минут до окончания работы Библиотеки читатель сдает полученную литературу библиотекарю, получает погашенный контрольный листок и свой читательский билет.
18. Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется всеми струк-турными подразделениями Библиотеки, обслуживающими читателей.
19. Библиотека оказывает платные услуги по действующему "Прейскуранту цен на товары и услуги РГУ «Национальная библиотека Республики Казахстан»".

На сайте

Сейчас 264 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте